Основы развития физических качеств

Сущенко Лекция Развитие физических качеств Основы развития физических качеств младших школьников Воспитание силы силовых способностей. Сила как физическое качество. Виды силовых способностей Основы методики воспитания силовых способностей Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных способностей. Воспитание быстроты скоростных способностей Минск 2013 1. Основы развития физических качеств младших школьников Физические качества младшего школьника. В условиях современного общества во основы развития физических качеств профессиях предъявляются все новые и постоянно растущие требования к физической подготовке людей. Именно поэтому важное значение в гармоническом развитии детей младшего школьного возраста приобретает воспитание жизненно необходимых физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также умения произвольно расслаблять мышцы. Ловкость — это способность ребенка быстро овладевать новыми движениями и двигательной координацией и перестраивать двигательную деятельность в зависимости от изменяющихся условий. Ловкость самым тесным образом связана с двигательными навыками и обладает наиболее комплексным характером. В возрасте основы развития физических качеств 7 до 12–13 лет происходят наибольшие сдвиги в развитии координации движений, что связано с развитием и совершенствованием функций головного мозга. По своей структуре мозг 7–8-летнего ребенка уже приближается к структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет быстро развивается двигательный анализатор, улучшается дифференцированная способность зрительного анализатора. В 8–12 лет подвижность нервно- мышечной системы достигает нормы взрослого человека. Следовательно, детям можно и нужно давать как можно больше упражнений на координацию движений, совершенствуя мышечное чувство темпа и амплитуды движений, степень напряжения и расслабления мышц, а также развивая чувство времени и пространства. Для этого используйте сочетания простых движений рук и ног, постепенно усложняя их, танцевальные движения, ритмичную ходьбу и бег в разных сочетаниях, прыжки через различные препятствия, прыжки со скакалкой с дополнительными движениями рук, упражнения с большим и малым мячами — передачи, перебрасывания с ловлей и тому подобное. У детей 7–8 лет быстро совершенствуется способность к выполнению различных точных движений. Этому во многом помогает метание в цель различных предметов, упражнения с малым мячом — удары о пол основы развития физических качеств броски в стенку с последующей ловлей, подбрасывание и ловля мяча с дополнительными движениями; сложные упражнения палочками, кольцами, кубиками и т. Эти упражнения способствуют лучшему овладению техникой письма и рисования. Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие в статическом положении и во время движения. Основными упражнениями для формирования равновесия являются ходьба по скамейке и бревну разами способами, с дополнительными заданиями, усложняющими выполнение упражнения, а также гимнастические упражнения игры. В этом возрасте начинают развивать у детей силу мышц как необходимое условие для воспитания быстроты выносливости. У первоклассников лучше развиты мышцы туловища, чем конечностей. Сила разгибателей туловища с 8 до 9 лет увеличивается медленно. Под влиянием основы развития физических качеств упражнений она начинает быстро расти лишь в возрасте 9 лет. В период с 8 до 9 лет наиболее выражен зет сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья икроножных мышц. С 9 до 11 лет прирост группы этих мышц постепенно уменьшается, а в дальнейшем снова начинает увеличиваться. Силу развивают главным образом динамическими движениями. Следите, чтобы нагрузки не были предельными, максимальные напряжения связаны с большими энергическими затратами, а это может привести к общей задержке роста. Упражнения для развития силы не должны вызывать длительного натуживания, поскольку это повышает внутригрудное давление, что ведет к сжатию злых вен и затрудняет доступ крови к сердцу. Вследствие повышения внутрилегочного давления происходит сжатие легочных капилляров, ухудшается легочное кровообращение, что может привести к анемии мозга и потере сознания. Поэтому для развития силы лучше применять игры, требующие от детей кратковременных скоростно-силовых напряжений и умеренных нагрузок. В период с 6–7 до 9–11 лет быстрее увеличивается относительная сила мышц в пересчете на 1 кг массы тела. Показатели относительной основы развития физических качеств в этом возрасте находятся ближе к показателям 20–30-летних людей. Поэтому дети легко могут выполнять различные упражнения в лазании в различных направлениях по скамейке, гимнастической стенке, канату с помощью рук и ног. В младшем школьном возрасте быстро увеличивается выносливость к статическим усилиям. Темпы ее роста больше, чем в среднем и старшем школьном возрасте. В то же время дети этого возраста не могут поддерживать усилия основы развития физических качеств строго постоянном уровне. Даже во время кратковременной нагрузки 1–1,5 мин. Это объясняется легкой иррадиацией процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, а также неумением точно дифференцировать основы развития физических качеств мышечного напряжения. В период с 8 до 11 лет наибольшей выносливости достигают разгибатели туловища на 84,8%икроножные мышцы на 76,5% и сгибатели кистей на 75,5%. Выносливость сгибателей предплечья увеличивается на 50,3%, разгибателей — на 40,8%. Для развития статической выносливости целесообразно применять упражнения с достаточно продолжительным удержанием определенных поз: смешанные висы и упоры стойки на носках, упражнения в равновесии на одной ноге и тому подобные. К упражнениям, развивающим выносливость динамического характера, относятся многократные сгибания и разгибания рук в положении смешанных висов и упоров, приседания на одной и обеих ногах. Применяя физические нагрузки, учитывайте индивидуальные возможности ребенка. Например, у 8-летних детей выносливость сгибателей предплечья варьирует от 35 до 110, разгибателей туловища — от 26 до 76, икроножных мышц — от 35 до 97 с. Особое внимание обращайте на совершенствование остроты движений. Быстрота — способность выполнять максимальное количество движений за минимальное время. Она зависит от быстроты отдельных движений и частоты движений, выполняющихся за одну секунду. Основные направления развития быстроты: увеличение быстроты одиночных простых движений и частоты движений в локомоторных действиях, связанных с перемещением тела в пространстве. Простые двигательные реакции — это соответствующие движения на внезапно появляющиеся известные сигналы, жизни они имеют важное значение, например, во время действий в трудных условиях местности, при управлении механизмами. Существует довольно быстрый переход от выработанных двигательных реакций к новым: люди, быстро реагирующие в одних условиях, быстро реагируют в других. Быстрота реакции ребенка в значительной степени зависит от типа его нервной системы и является врожденной способностью, однако ее можно развивать определенными упражнениями. Не менее важны для жизни человека и сложные двигательные реакции. Основные из них — реакция на движущийся объект и реакция выбора. С целью совершенствования у детей способности быстро улавливать глазами движущийся предмет применяют подвижные игры большими и малыми мячами, воланами для бадминтона, упражнения можно усложнять, увеличивая быстроту, неожиданными бросками или укорачивая дистанцию между игроками. Постепенно у детей вырабатывается умение предусматривать направление и скорость движения предмета. Одновременно развиваются быстрота и скорость соответствующего движения. Реакция выбора — это умение найти наилучший ответ из нескольких вариантов. Ее начинают развивать в раннем детстве. Большинство движений с целью тренировки реакции выбора целесообразно включать в подвижные игры. Частоту движений во время ходьбы, бега и плавания, передвижения на лыжах вырабатывают двумя способами: выполняя с максимальной быстротой движение в целом и совершенствуя быстроту отдельных его элементов отталкивание, мах ногой. Для этого широко используйте игры — упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний за кратчайшее время и т. Выносливость развивают с помощью упражнений, оказывающих на организм ребенка физические нагрузки немного больше тех, которые он привык переносить. Постепенно организм адаптируется к большому объему работы, приобретает способность выполнять те или иные движения бег, серии прыжков и т. Выносливость прежде всего приобретается во время бега, прыжков, передвижения на лыжах. Это так называемая специальная выносливость, имеющая свойство переходить на другие виды деятельности такого же характера, интенсивности и продолжительности. Так происходит повышение общей выносливости ребенка. Наилучшим средством развития выносливости младших школьников являются игры с кратким повторением действий и непрерывным движением, связанным со значительной затратой сил и энергии. Однако общее количество повторных действий не должно быть большим. Их следует чередовать с небольшими перерывами для отдыха. Включайте в занятия упражнения, формирующие у ребенка способность выполнять продолжительную быструю работу. Это развивает у детей скоростную выносливость. Среди физических качеств человека важную роль играет подвижность в суставах, или гибкость, под которой понимают способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость может быть активной, которая проявляется под влиянием собственных усилий, и пассивной, под влиянием внешних сил — силы тяжести, усилий партнера и т. Если взять показатели сгибания позвоночника и проанализировать их возрастные изменения, то можно увидеть, что они имеют существенные различия. Увеличение общей подвижности основы развития физических качеств при сгибательных движениях у детей и подростков в возрасте 7–17 лет происходит неравномерно. У мальчиков она довольно значительна с 7 до 10 лет, когда средний годовой прирост активной его подвижности достигает 5,7 градуса. В 11–13 лет прирост подвижности замедляется, а основы развития физических качеств 14 лет снова возрастает, достигая наибольшей величины к 15 годам. В развитии подвижности позвоночника у девочек наблюдается такая же закономерность. В возрасте с 7 до 10 лет прирост показателей относительно небольшой и оставляет всего 24 градуса, а с 10 до 14 лет основы развития физических качеств наибольшее увеличение подвижности, составляющее 34 градуса. Затем с 14 до 17 лет эти показатели уменьшаются, становятся меньшими, чем у 11-летних. Возрастные изменения происходят также в подвижности тазобедренных и плечевых суставов. Сравнение подвижности суставов у мальчиков основы развития физических качеств девочек в возрасте 7–10 лет показало, что она значительно выше утех, кто активно занимается физической культуре и спортом имеет хорошее физическое развитие. Чтобы правильно воспитывать и развивать своего ребенка, необходимо хорошо знать его физические качества помнить, что их формирование носит скачкообразный характер. Поэтому, развивая все двигательные качества в комплексе, преимущество следует давать развитию ловкости, координации и точности движения, а также скоростно-силовых качеств. Оценить развитие двигательных качеств можно при помощи специальных тестов контрольных проб. Тестами для проверки оценки развития физических качеств младших школьников могут быть естественные движения, не требующие специального обучения — бег, прыжки, метание с места, а также некоторые изолированные движения: разгибание тела из положения стоя, наклонившись вперед, сжатие кистей рук и многие другие. Измерения производят простейшими приспособлениями основы развития физических качеств измерительной лентой, секундомером, становым и ручным динамометрами. Результаты, показанные ребенком, сравнивают с условными нормативами стандартами и делают выводы о развитии его физических качеств. Оценка ориентирования основы развития физических качеств пространстве может быть произведена при помощи таких тестов, как ходьба по прямой линии или по кругу без зрительного анализатора. Для ходьбы с закрытыми глазами по прямой чертят линию длиною 7–8 м. На основы развития физических качеств очерчивают место, где находится ребенок. » ребенок становится в исходное положение — лицом к финишу, руки в стороны, на его глазах плотная повязка. » включается секундомер, и ребенок начинает движение вперед. Ему дают сделать три попытки, но фиксируется лучший результат. Отклонение от прямой на 25–50 см — удовлетворительная оценка, более 50 см — неудовлетворительная. Основы развития физических качеств, кто не сбился с курса, получает отличную отметку, которая свидетельствует о хорошем развитии способности ориентирования в пространстве. Для определения основы развития физических качеств реакции применяется тест под названием «падающий предмет». В качестве такого предмета можно использовать палку длиною 75 см, сделав на ней отметки через один сантиметр чернилами, тушью и т. Перед выполнением этого теста необходимо принять исходное положение — ноги врозь, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, пальцы стиснуты в кулаки. Берут палку за верхний конец и располагают ее в центре между сжатыми в кулаки пальцами так, чтобы нулевое обозначение было на уровне нижнего края ладоней. Ребенок смотрит на нулевое деление, а в это время без команды палку выпускают. Ребенок должен быстро разжать ладони и зажать палку между ними. Чем быстрее он это сделает, тем меньше будет расстояние от нулевого деления до нижнего края ладоней, что будет свидетельствовать с хорошо развитой быстроте реакции К наиболее распространенным тестам для оценки развития физических качеств относятся прыжок в длину с места, прыжок вверх с места, бег на 30 м, мотание набивного мяча массой 1 кг, сжатие кисти, определение становой силы. Основы развития физических качеств в длину с места показывает развитие силы основы развития физических качеств и быстроты движений. Для его выполнения становятся перед линией, не переступая ее носками, ноги на ширине плеч. Во время взмаха руками пятки от пола не отрывать. Из трех попыток оценивается лучшая. Прыжок вверх с места дополняет предыдущий, для оценки результатов на определенной высоте крепят линейку или сантиметровую ленту. Ребенок становится с поднятой вверх основы развития физических качеств под это приспособление. Запомните, какого деления касаются его пальцы. Потом он делает взмах руками и прыгает вверх, касаясь пальцами ленты или линейки. Фиксируют результат основы развития физических качеств, а потом отнимают от него предыдущее измерение — это и будет результат теста. При помощи бега на 30 м оценивают скоростно-силовые качества ребенка. Его можно проводить в помещении ли на спортивной площадке в резиновых тапочках с высокого старта. Ребенок пробегает дистанцию дважды с перерывом 10–15 мин. Метание набивного мяча используют для оценки скоростно-силовых качеств мышц и туловища. Метают мяч из-за головы обеими руками, сидя на полу. Из трех попыток засчитывают лучшую. Силу сжатия кисти измеряют ручным детским динамометром дважды каждой рукой поочередно. Динамометр держат в вытянутой в сторону руке. Из основы развития физических качеств попыток тишают лучшую. Для измерения силы мышц спины ребенок становится на подставку станового динамометра так, чтобы она находилась под серединой стопы. Ручка динамометра — на уровне колен. Из двух попыток оценивают лучшую. Воспитание силы силовых способностей. Сила как физическое качество; виды силовых способностей Определение понятия. Как научное понятие «сила» оно должно быть по возможности строго определено. Надо различать: 1 силу как механическую характеристику движения «на тело с массой m действует сила F» ; 2 силу как определенное качество человека например, когда говорят: «развитие силы с возрастом; у спортсменов сила больше, чем у не занимающихся спортом. В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения служит объектом изучения механики. Во втором — предметом исследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии. При опасности смешения понятий для обозначения силы как физического качества будут использоваться термины: силовые возможности, силовые способности, мышечная сила. Силу человека можно определить, как основы развития физических качеств способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе — действующие по ходу движения. Как известно, мышцы могут проявлять силу: 1 без изменения своей длины статический, изометрический, режим ; 2 при ее уменьшении преодолевающий, миометрический, режим 3 при ее удлинении уступающий, полиометрический, режим. Преодолевающий и уступающий режимы объединяются понятием «динамический режим». Так как в этих условиях характер двигательных действий различен, приведенное деление можно принять за классификацию основных видов силовых способностей. На основании сказанного можно выделить следующие виды силовых способностей: основы развития физических качеств. Собственно силовые в статических режимах и медленных движениях. Скоростно-силовые «динамическая» сила в быстрых движениях. Вторые подразделяются на ряд разновидностей в зависимости от особенностей режима работы мышц при проявлении силы «амортизационная сила» и др. Важную разновидность составляет «взрывная сила» — способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Так, из динамограммы отталкивания при прыжке вверх с места у мастеров спорта и начинающих видно, что мастера проявляют большие величины силы в меньший промежуток времени. О механизмах проявления и регуляции мышечной силы. Максимальная сила, которую может проявить человек, зависит, с одной стороны, от биомеханических характеристик движения длины плеч рычагов, возможности его выполнения посредством наиболее крупных мышц и пр. Несколько схематизируя, можно считать, что величина напряжения, которое проявляет мышца в живом организме, определяется двумя факторами: 1 импульсами, приходящими к мышце от мотонейронов передних рогов спинного мозга; 2 условно говоря, реактивностью самой мышцы, т. Реактивность мышцы зависит от ее физиологического поперечника и других особенностей строения, трофических влияний ЦНС, осуществляемых через адренало-симпатическую систему; длины мышцы в данный момент и некоторых других факторов. Ведущим механизмом, позволяющим срочно изменять степень мышечного напряжения, является характер регулирующих эффекторных импульсов. Градация напряжения осуществляется при этом двумя путями: а включением различного количества двигательных единиц сокращенно ДЕ ; б изменением частоты поступающих импульсов от 5–6 в секунду до 45–50 в секунду — при максимальном напряжении. При этом в диапазоне примерно от 20 до 80% максимальной силы основы развития физических качеств значение имеет регуляция включением разного количества ДЕ. Основы методики воспитания силовых способностей Задача и средства. Общая задача в основы развития физических качеств многолетнего воспитания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности спортивной, трудовой и т. Частными задачами будут: 1 приобретение и совершенствование способности осуществлять основные виды усилий — статические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие; 2 гармоническое укрепление в силовом отношении всех мышечных групп двигательного аппарата; 3 развитие способности рационально пользоваться силой в разнообразных условиях. Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением — силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на 2 группы Матвеев : 1 Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве внешнего сопротивления обычно используют: а вес предметов; б противодействие партнера; в сопротивление упругих предметов; г сопротивление внешней среды бег по глубокому снегу, например. Применяются также упражнения, в которых отягощение весом собственного тела дополняется весом внешних предметов. Помимо названных можно выделить так называемые упражнения в самосопротивлении, для которых характерно, что выполняющий упражнение сам произвольным напряжением мышц-антагонистов создает противодействие сокращениям определенных мышечных групп. Широко использовать эти упражнения нежелательно, так как постоянное напряжение мышц-антагонистов во время движения а основы развития физических качеств в этом суть данных упражнений противоречит основным требованиям рациональной координации движений. В общеподготовительных целях эти упражнения могут использоваться. Они позволяют дать за небольшое время значительную нагрузку, не требуют специального оборудования. Специфика их воздействия выражается в значительном повышении твердости мышц непосредственно после выполнения упражнения. Мышцы становятся тугими, малоэластичными, что внешне выражается в усилении мышечного рельефа. Вследствие большой нервной нагрузки, которую дают упражнения в самосопротивлении, пользоваться ими следует осторожно и только достаточно подготовленным и здоровым людям. Упражнения с тяжестями удобны своей универсальностью: с их помощью можно воздействовать как на самые мелкие, так и на самые крупные мышечные группы; эти упражнения легко дозировать. В то же время их отличает ряд нежелательных черт. Основы развития физических качеств положение в упражнениях с тяжестями часто связано со статическим удержанием груза. Если поднимаемый вес большой, трудно принять правильное исходное положение. Затруднительным становится и концентрирование усилий на решающей основы развития физических качеств движения. Опускать снаряд чаще всего приходится со значительным напряжением, что создает дополнительную нагрузку. Поскольку снаряду значительной массы нельзя сразу придать большую скорость, первая часть движения поневоле выполняется относительно медленно, ритм движения основы развития физических качеств этом вынужденный. С организационно-методической стороны упражнения с тяжестями не очень удобны: сами снаряды тяжелы, малотранспортабельны, относительно дороги, требуют специально оборудованных помещений и приспособлений помоста и др. Для упражнений с преодолением сопротивления упругих предметов пружинные эспандеры, резина характерно возрастание напряжения к концу движения. Упражнения, по ходу которых преодолевается тяжесть собственного тела, выполняются обычно при дистальной опоре конечностей. При этом характерный для мышечного аппарата нашего тела проигрыш в силе оказывается не столь высоким, как в случае движения при проксимальной опоре. Таким образом, если в основы развития физических качеств движении приходится преодолевать вес собственного тела или внешнего отягощения, то в первом случае движение в силовом отношении оказывается более легким. Например, легче выполнить отжимание в стойке на кистях с опорой ногой о стену для облегчения равновесиянежели выжать штангу весом, близким к собственному. Наряду с приведенной классификацией силовых упражнений нужно учитывать деление их по степени избирательности воздействия общего воздействия и относительно локальногоа также по режиму функционирования основы развития физических качеств — статические изометрические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие. Воспитание силы, как и других физических качеств, осуществляется в соответствии с общими методическими принципами физического воспитания. Вместе с тем необходимо руководствоваться следующими специальными положениями. Характеристика основных методических направлений. Как следует из основы развития физических качеств, максимальное силовое напряжение может быть создано различными путями: 1 преодолением непредельных отягощений сопротивлений с предельным числом повторений; 2 предельным основы развития физических качеств внешнего сопротивления в динамическом или статическом режиме ; 3 преодолением сопротивлений с предельной скоростью. В соответствии с этим различают три направления в методике воспитания силы. Первое направление — использование непредельных отягощений с предельным числом повторений. Как уже говорилось, движения с непредельными отягощениями отличаются по своим физиологическим механизмам от движений с предельными отягощениями. Однако по мере утомления картина меняется. Последние повторения «до отказа» близки в некотором отношении предельным силовым напряжениям. Работа «до отказа» невыгодна в энергетическом отношении. Для достижения одного и того же тренирующего эффекта при малых отягощениях приходится выполнять несравненно большую механическую работу, чем при основы развития физических качеств. Существенно также то, что наиболее ценные последние попытки выполняются на фоне сниженной вследствие утомления возбудимости ЦНС. Существенные достоинства: а большой объем выполняемой работы, естественно, вызывает большие сдвиги в обмене веществ. Активизация трофических процессов создает возможности для усиления пластического обмена, что может привести к функциональной гипертрофии мышц и тем сказаться положительно на росте силы. Большая степень энергозатрат может быть также полезной, если занятия проводятся преимущественно с оздоровительной направленностью например, при утренней гимнастике с гантелями ; б упражнения с непредельными силовыми напряжениями дают большие возможности контролировать технику. Особое значение это имеет для начинающих. Как известно, в начале образования двигательного навыка наблюдается иррадиация возбуждения, что внешне выражается в скованности движений из-за включения в работу ненужных групп мышц. Работа с малыми весами дает возможность снизить силу возбудительного процесса, вследствие чего иррадиация становится относительно небольшой, а движение — более координированным; в у лиц, не занимавшихся ранее силовыми упражнениями, ограничение отягощений дает возможность избежать травм, вероятность которых при работе с предельными напряжениями весьма значительна; г существенно, основы развития физических качеств, что на первых порах эффективность воспитания силы почти не зависит от величины сопротивления, коль основы развития физических качеств эта величина превосходит основы развития физических качеств минимум примерно 35–40% максимальной силы. С увеличением продолжительности занятий преимущества максимальных отягощений сказываются все более четко. В тренировке квалифицированных спортсменов методы, основанные на многократно повторяемых непредельных отягощениях, используются при воспитании силы главным образом как дополнительные. И чтобы компенсировать их неэкономичность, применяют, как правило, упражнения локального характера. Суммарная величина поднятого груза оказывается в таком случае сравнительно небольшой. Величина сопротивления устанавливается обычно в пределах «большой» и «умеренно большой». По мере развития силы величина сопротивления соответственно изменяется. Второе направление — использование предельных и околопредельных отягощений. Это методическое направление нередко является основным в тренировке квалифицированных спортсменов. Следует подчеркнуть, однако, что данное направление самое эффективное не вообще, безотносительно основы развития физических качеств месту и времени использования. Бесспорно, что при соответствующих условиях оно лучше других способствует образованию тех нервно-координационных отношений, которые обеспечивают рост силы. Но, во-первых, увеличение силы связано не только с совершенствованием координации; во-вторых это уже отмечалосьмаксимальные усилия не всегда пригодны; и, в-третьих, любой метод при его однообразном применении станет привычным и будет давать со временем все меньший эффект. Поэтому курс на максимальные усилия, будучи основным, ни в коем случае не должен стать единственным. Под этим обычно понимают предельный тренировочный вес, т. С помощью соответствующей психологической настройки этот вес можно и превысить — тогда он будет подлинно предельным, но, как показывает опыт, тренировка с такими весами малоэффективна. Она быстро вызывает значительное эмоциональное утомление и связана с недостаточными объемами нагрузки. Поэтому занятия проводятся в основном с предельными и около предельными тренировочными весами, которые можно поднять без значительного эмоционального возбуждения. Веса большие, чем предельный тренировочный, используют лишь изредка, например один раз в 7–14 дней. Но здесь возможны индивидуальные колебания. Весьма значительна также индивидуальная разница между предельным тренировочным весом и лучшим результатом спортсмена; обычно в легких весовых категориях эта разница меньше, в тяжелых — основы развития физических качеств. В целом основы развития физических качеств, основанное на использовании предельных и околопредельных отягощений, реализуется, как и предыдущее, в ряде конкретных методов — прогрессирующего упражнения, повторно-прогрессирующего упражнения, в соревновательном методе и др. Об использовании изометрических напряжений. В качестве своеобразного варианта применения предельных силовых напряжений могут рассматриваться основы развития физических качеств статические упражнения. Эти упражнения используются как дополнительное средство в процессе воспитания силовых способностей. Они имеют ряд достоинств. В статических упражнениях можно сохранить напряжение сравнительно длительное время. Занятия с использованием изометрических упражнений требуют мало времени, основы развития физических качеств для них весьма простое. С помощью изометрических упражнении можно воздействовать практически на любые мышечные группы. Особенно ценны эти упражнения, когда ограничена основы развития физических качеств движений с большой амплитудой. Однако широкому применению статических упражнений препятствуют их недостатки. Эффективность этих упражнений меньше, чем динамических. Основы развития физических качеств сравнительных экспериментах показано, что у людей, использовавших лишь статические упражнения, сила росла медленнее, чем у тех, кто пользовался динамическими упражнениями. Только у начинающих прирост силы примерно одинаков вне зависимости от того, какие упражнения они применяют — статические или динамические. Следует учитывать также, что нервно-мышечная регуляция при выполнении изометрических и динамических усилий во многом различна, из-за чего тренировка в статических упражнениях может мало сказаться на показателях силы, проявляемой в динамическом режиме. Широкое использование изометрических усилий вызывает приспособительные сдвиги, не соответствующие требованиям динамических упражнений. Учитывая сказанное, изометрические упражнения следует применять в основном как дополнительное средство воспитания силы. Основы развития физических качеств выполняются в виде максимальных повторных напряжений длительностью 5–6 сек. При применении изометрических упражнений рост силы проявляется по преимуществу лишь в том положении тела, в котором проводилось упражнение. Например, если выполнялись упражнения для сгибателей локтевого сустава при угле 90°, то при углах с разницей 20° прирост силы будет мал Поэтому, выбирая положения тела для изометрических упражнений, надо либо давать на одну и ту же мышечную группу несколько упражнений с разными углами в суставе, либо находить положения, соответствующие наиболее трудным моментам основного движения. В случае специальной подготовки к статическим режимам избранной деятельности например, в гимнастике: на кольцах упор руки в стороны рациональна следующая очередность: сначала лучше использовать в основном упражнения динамического характера — это обеспечит более быстрый прирост силы, а затем включать все чаще статические «задержки» — это разовьет способность к волевой концентрации усилий. Таким образом, рассмотренные направления в методике воспитания силы их варианты имеют свои преимущества и недостатки. Рациональная методика предполагает умелое сочетание основы развития физических качеств направлений в соответствии с особенностями контингента занимающихся, предметом занятий и этапом физического воспитания. Воспитание быстроты, ловкости и некоторых частных способностей. Воспитание быстроты скоростных способностей Характеристика быстроты и виды скоростных способностей Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. При оценке проявлений быстроты различают: 1 латентное время двигательной реакции; 2 скорость одиночного движения при малом внешнем сопротивлении ; 3 частоту движений. Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движений. Есть основания считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности. Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты. Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы: 1 фазу увеличения скорости фазу разгона2 фазу относительной стабилизации скорости. Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй — дистанционная скорость. Способность быстро набирать скорость и способность передвигаться с большой скоростью — относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Прямой, основы развития физических качеств перенос быстроты происходит лишь в координационно сходных движениях. Так, значительное улучшение результата в прыжках с места обычно скажется положительно на показателях в спринтерском беге, толкании ядра и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение; в то же время на скорости плавания, удара в боксе это, скорее всего, не отразится. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом у физически слабо подготовленных людей. Методика воспитания скоростных способностей. Воспитание быстроты, простой и сложной двигательных реакций. Быстрота двигательной реакции оценивается латентным временем реагирования. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция — это ответ заранее известным движением основы развития физических качеств заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал например, на выстрел стартового пистолета. Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение. В жизни часто встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой во времени. Для простых реакций характерен очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, также быстро реагируют и в других. Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции. Однако в «обратном направлении» переноса не происходит: упражнение в скорости реакции практически не сказывается на скорости движения Значительное улучшение быстроты двигательной реакции — задача весьма сложная. В значительной части случаев например, при занятиях лишь общей физической подготовкой не возникает необходимости специальных воздействий на развитие быстроты двигательной реакции: достаточно того улучшения быстроты реакции, которое происходит путем переноса при занятиях скоростными упражнениями. Особенно ценны в этом отношении разнообразные подвижные и спортивные игры, среди которых выделяется баскетбол. При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации. Этот метод в занятиях с начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом. В случаях, когда быстрота реакции имеет особо большое значение, для ее совершенствования используют специальные методики. Одна из них — методика аналитического подхода — сводится к раздельному совершенствованию быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений. Другая методика — ее можно условно назвать «сенсомоторной» Геллерштейн — основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Методика в данном случае направлена на то, чтобы развить способность точного восприятия времени и с помощью этого повысить быстроту реагирования. Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассмотреть на примере двух типов сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции выбора. Наиболее типичные основы развития физических качеств реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах играх с мячом. Так, например, основы развития физических качеств, когда бьют по воротам, должен: 1 увидеть мяч, 2 оценить направление и скорость его полета, 3 выбрать план действия, 4 начать его осуществлять. Из этих четырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Реакция на движущийся объект при внезапном основы развития физических качеств появлении занимает от 0,25 до 1 сек. Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент — фиксацию движущегося предмета глазами. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени — около 0,05 сек. Таким образом, в реакции на движущийся основы развития физических качеств основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Развитию именно этой способности и надо уделять особое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышают путем увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции. Очень полезны подвижные игры с малым теннисным мячом. В тех случаях, когда объект в частности, мяч в игре уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Здесь приобретает большое значение умение предугадать направление и скорость полета мяча по действиям производящего удар. Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты. Лишь вначале следует отвести несколько занятий специально на развитие точности реакций. При этом надо объяснить ученикам необходимость выполнения действия, как бы опережая движущийся объект. Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из основы развития физических качеств возможных в соответствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, берущий защиту, выбирает один из возможных ее вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, в частности в единоборствах — от разнообразия поведения противника. Так, в реальной обстановке боя в боксе требования к сложной реакции очень велики: противник может пытаться нанести различные удары как левой, так и правой рукой в самой неожиданной основы развития физических качеств. При воспитании сложной реакции, следуя педагогическому правилу от простого к сложному, идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменении обстановки. Методика воспитания быстроты движений. В процессе воспитания быстроты движений задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности непосредственно прикладных и спортивных. Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов: уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники. В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью их обычно называют скоростными упражнениями. Они должны удовлетворять, по меньшей, мере трем требованиям: 1 техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях поэтому малопригодны многие гимнастические упражнения, ходьба и пр. Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которой не превышает даже у квалифицированных спортсменов 20–22 сек. В числе методов основы развития физических качеств быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного с варьирующими ускорениями упражнения. Основная тенденция в данном случае — стремление превысить в занятии свою максимальную скорость. Этому подчиняются все характеристики методов длина дистанции, интенсивность выполнения, интервалы отдыха, число повторений и пр. Длина дистанции или продолжительность упражнения выбирается такой, чтобы скорость передвижения интенсивность работы не снижалась к концу попытки. Движения выполняются с максимальной скоростью; занимающийся в каждой попытке стремится показать, как правило, наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление. Скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению. Интервалы отдыха должны быть, с одной стороны, настолько короткими, чтобы возбудимость не успевала существенно снижаться, а с другой — настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться. Это оказывается возможным, так как восстановительные процессы в после рабочем периоде протекают неравномерно: сразу после работы восстановление идет очень быстро, а потом замедляется. В интервалах между повторениями следует использовать активный отдых — это позволит поддерживать возбудимость ЦНС на достаточно высоком уровне. В качестве средств активного отдыха рекомендуются упражнения небольшой интенсивности, включающие функционирование тех же мышечных групп, что и в основы развития физических качеств упражнении. В этом случае постоянный приток афферентной импульсации будет поддерживать высокую основы развития физических качеств двигательных нервных центров, несущих основную нагрузку в данном движении. В беге, например, следует заполнять паузы спокойной ходьбой или свободным медленным бегом, в плавании — неторопливыми движениями в воде и т. Поскольку при повторной скоростной работе интервалы отдыха все же недостаточны для полного восстановления, то относительно быстро наступает утомление, внешне выражающееся в снижении скорости. Это снижение служит первым сигналом критерием достаточности для прекращения в данном занятии работы по воспитанию быстроты: дальнейшие повторения способствовали бы лишь развитию выносливости. Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное основы развития физических качеств возбудимости ЦНС, которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в занятии обычно располагают ближе к началу; в системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня отдыха. Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использование в занятиях игрового и в особенности соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют основы развития физических качеств значительные усилия — это довольно часто ведет к улучшению результата. Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой — многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения. Причем стабилизируются не только пространственные характеристики, но и временные — скорость и частота. Образуется так называемый скоростной барьер Стабилизация скорости — главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей. Пути борьбы со стабилизацией движений несколько различны у начинающих и высококвалифицированных спортсменов. В занятиях с начинающими одно из условий — не торопиться с узкой специализацией, проводить предварительную всестороннюю физическую подготовку на протяжении нескольких лет. Ловкость как совокупность координационных способностей и пути их воспитания. Всякое произвольное движение направленно на решение какой-либо конкретной задачи: пригнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т. Способность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости. Двигательная задача будет выполнена, если движение соответствует ей по своим пространственным, силовым и временным характеристикам, т. Точность движения является вторым мерилом ловкости. Ловкость определяют, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ловкость — основы развития физических качеств сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Ловкость является специфическим качеством. Она существенно зависит от деятельности анализаторов, в особенности от двигательного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности в быстром овладении движениями их перестройке. Воспитание ловкости складывается, во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Существенное значение при этом имеет избирательное совершенствование способности точно воспринимать свои движения в пространстве и времени, поддерживать равновесие, рационально чередовать напряжение и расслабление, а также других частных способностей. Основным путем в воспитании ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. При воспитании ловкости как способности овладевать новыми движениями основы развития физических качеств быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элементы новизны. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства воспитания ловкости уменьшается. Для воспитания ловкости как способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность применяются упражнения, связанные с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку. Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в основном из требований: 1 к точности движения; 2 к их взаимной согласованности; 3 к внезапности изменения обстановки. В процессе воспитания ловкости используют разные методические приемы, стимулирующие более высокое проявление двигательной координации. Основы развития физических качеств, направленные на развитие ловкости, довольно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки. Если человек выполняет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее. Со стороны это можно объективно отметить по ряду основы развития физических качеств признаков, таких, например, как напряжение мимической мускулатуры, появление испарины. Несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы благодаря большим волевым усилиям. Такое состояние получило название фазы компенсированного утомления. Если, не смотря на возросшие волевые усилия, интенсивность работы снижается, наступает фаза декомпенсированного утомления. Утомлением называется вызванное работой временное снижение работоспособности. Оно выражается в повышении трудности или в невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. Ели предложить одно и то же задание нескольким людям, основы развития физических качеств утомление у них наступит через различное время — причиной этому будет, очевидно, различная степень развития выносливости. В этом общем смысле выносливостью называется способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. В основы развития физических качеств от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое. Хотя в любой основы развития физических качеств представлены так или иначе компоненты всех перечисленных типов утомления, для сферы физического воспитания имеет значение преимущественно физическое утомление, вызванное мышечной деятельностью. В дальнейшем речь пойдет о выносливости именно к этому типу утомления. Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямыми и косвенными способами. При прямом способе испытуемому предлагают выполнить какое-либо задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью. Этот способ практически не всегда удобен. Поэтому чаще пользуются косвенными способами измерения выносливости. Так обычно в спортивной практике определяют выносливость по времени преодоления какой-нибудь достаточно длинной дистанции. Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, основы развития физических качеств учитывать два типа показателей выносливости: абсолютные отвлеченные от конкретных показателей силы и быстроты у данного человека и относительные, парциальные с учетом скоростных и силовых возможностей занимающегося. Парциальных показателей может быть предложено много. В процессе воспитания выносливости требуется решить ряд задач по всестороннему основы развития физических качеств функциональных свойств организме, определяющих общую выносливость и специальные виды выносливости. Решение этих задач немыслимо без объемной, довольно однообразной и тяжелой работы, в процессе которой обязательно приходится продолжать упражнения, несмотря на наступившее утомление. В связи с этим возникают особые требования к волевым качествам занимающихся. Воспитание выносливости осуществляется в основы развития физических качеств с воспитанием трудолюбия, готовности переносить большие нагрузки и весьма тяжелые ощущения утомления. Выносливость основы развития физических качеств лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакций, вызванных нагрузками. При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами: 1. Абсолютная интенсивность упражнения непосредственно связана с особенностями энергетического обеспечения деятельности. Продолжительность упражнения взаимосвязана со скоростью основы развития физических качеств. Изменение продолжительности имеет двоякое значение. Во-первых, от длительности работы зависит, за счет каких поставщиков энергии основы развития физических качеств осуществляться деятельность. По мере сокращения длительности работы все больше уменьшается роль дыхательных процессов и возрастает значение сначала гликолитических, а затем и креатинфосфокиназных реакций. Поэтому для совершенствования гликолитических механизмов используют в основном нагрузку от 20 сек до 20 мин, а затем усиления фосфокреатинового механизма от 3 до 8 сек. Во-вторых, длительность работы обусловливает при надкритических скоростях величину кислородного долга, а при субкритических — продолжительность напряженной деятельности систем, обеспечивающих доставку и утилизацию кислорода. Слаженная деятельность этих систем в течение долгого времени весьма затруднительна для организма. Продолжительность интервалов отдыха при повторной работе, как уже отмечалось, играет большую роль в определении как величины, так и характера ответных реакций организма на нагрузку. Характер отдыха, в частности заполнение пауз дополнительными видами деятельности, оказывает разное влияние на организм в зависимости от вида основной работы интенсивности дополнительной. При работе со скоростями дополнительная работа низкой интенсивности дает возможность поддерживать дыхательные процессы на довольно высоком уровне избегать благодаря этому резких переходов от покоя к работе и обратно. В этом заключается одна из характерных основы развития физических качеств метода переменного упражнения. Число повторений определяет суммарную величину воздействия нагрузки на организм. При работе увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит основы развития физических качеств амплитуда движения. Ее обычно выражают либо в условных мерах, либо в линейных. Различают активную гибкость и пассивную. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов. Существенное значение в ограничении подвижности имеет возбуждение растягиваемых мышц, имеющее, охранительную природу. Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды: при повышении температуры гибкость увеличивается. Существует мнение, что у основы развития физических качеств гибкость больше, чем у взрослых. Это не всегда так. Однако, бесспорно, развить гибкость у детей легче, чем в старшем возрасте. В процессе физического воспитания обычно не следует добиваться предельно возможной степени развития гибкости. Она должна быть такой, которая обеспечивала бы беспрепятственное выполнение необходимых движений. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения — упражнения на растягивание. Они делятся на 2 группы: активные и пассивные движения. Активные упражнения различаются по характеру выполнения: однофазные и пружинистые; маховые и фиксированные; с отягощениями и без отягощений. Кроме названных, в эту группу входят статические упражнения. Пассивные статические упражнения: здесь поза сохраняется за счет внешних сил — несколько менее эффективны для развития активной гибкости, чем динамические, но зато позволяют достигать наибольших показателей пассивной гибкости. В отдельных занятиях упражнения на растягивание выполняют до появления легкой болезненности, что является сигналом к прекращению работы. После активных упражнений увеличенные показатели гибкости сохраняются дольше, чем после пассивных. Поскольку гибкость легче основы развития физических качеств развивать в детском и подростковом возрасте, основную работу по воспитанию гибкости надо планировать на этот период 11–14 лет. Осанка выражается внешне в привычной для нас каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. Правильная осанка имеет значение не только для нормального функционирования организма. Гармоническое физическое развитие и полноценное здоровье связаны с правильной осанкой. Основными антропометрическими признаками осанки являются: 1 взаимное расположение частей тела в сагиттальной плоскости и 2 профиль позвоночника. Осанка определяется во многом строение скелета, которое обусловливает вертикальное положение тела. Вертикальное положение тела обеспечивается связочным аппаратом, силами эластического сопротивления тканей, соединяющих кости скелета, и активными мышечными силами. Типы осанки и причины ее нарушения. Различают пять видов осанки. Осанка прямого вида характеризуется следующими признаками: – отклонение точек головы, плечевого, тазобедренного и коленного суставов в сагиттальной плоскости от вертикали сравнительно невелико, т. Голова поставлена прямо, туловище выпрямлено с развернутым поясом верхних конечностей, живот подтянут, ноги разогнуты в коленях и стоят вертикально к полу; – позвоночник имеет волнистую линию с углублениями и возвышениями примерно одинаковой величины. Осанка прогнутого вида характеризуется большим отклонением точек тазобедренного и коленного суставов и малым отклонение точек головы и плечевого сустава от вертикали. Кроме того, при этом типе осанки поясничный изгиб больше грудного, тело прогнуто в пояснице. Осанка сутулого вида имеет следующие признаки: – большое отклонение от вертикали точек плечевого сустава при среднем отклонении точки тазобедренного сустава; – форма позвоночника отличается увеличенным грудным кифозом и уменьшенным поясничным лордозом, спина согнута, голова опущена, лопатки расходятся и выпячиваются, плечи опущены и сдвинуты вперед. Осанка наклонного вида отличается: основы развития физических качеств большое отклонение вперед от вертикали точки плечевого основы развития физических качеств при малых отклонениях точек тазобедренного и коленного суставов; – позвоночник имеет увеличенный поясничный изгиб при увеличенном угле наклона таза, т. Осанка изогнутого вида характеризуется своеобразным сочетанием признаков сутулости и лордотической осанки — позвоночник имеет увеличенные изгибы в грудном и поясничном отделах. Мускулатура тела при такой осанке обычно слабо развита, не может удержать тело в прямом положении, и оно принимает изогнутую форму. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов высш. Теория и методы физического воспитания в начальных классах. Другие интересные документы:.



COPYRIGHT © 2010-2016 dm666.ru