Лекции по культурологии 1 курс

Лекции по культурологии для заочников часть 1. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников Плагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1. Возможно это будет рабо Стена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас лекции по культурологии 1 курс профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить Для того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Латинский термин «культура» связан с обработкой и возделыванием почвы человеком. В современном понимании это — историческое понятие об лекции по культурологии 1 курс материальных и духовных ценностей общества. Культура помогает представить облик эпохи, страны, этноса. В культурологии есть три сферы — прикладная, историческая и теоретическая. Культурология — наука, изучающая закономерности развития общества. Как наука, она исследует и культуру, и созидающие ее механизмы, и рассматривает ее в историческом развитии. Объектом изучения является сама культура, а предметом — особенности возникновения, становления и развития, различные взлеты и кризисы. На развитие культурологии в немалой степени повлияли различные исторические события, поэтому неудивительно, что порой культура история развиваются разнонаправленными путями прогресс одного и регресс другого. О культурологии на рубеже 17-18 веков заговорили первыми итальянские ученые Джамбаттиста Викозатем как науку ее рассматривали Шпенглер, Тойнби, Бердяев, Данилевский, Фрейд и Рерих, Ясперс и Хайдеггер, словом — выдающиеся философы 20 века. В силу своей многоаспектности, культурология как гуманитарное научное явление, межпредметно связана с историей, социологией, философией, археологией, этнографией, искусством… МЕЖПРЕДМЕТНОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ. Культурология взаимосвязана со всеми гуманитарными знаниями, так как сама является гуманитарной наукой. Во-первых, она занимается изучением ИСТОРИИ культур. Ни один труд по истории не обходится без описания культурной жизни людей и достижений эпох, которым историки дают оценку с анализом, выясняя, какими историческими событиями вызвано то или иное культурное явление. Историзм понятия культуры связан с уровнем развития творческих сил нации. Культурология по-разному оценивает сами процессы, и деятелей, их порождающих. Культуру в данном контексте можно определить как память, лекции по культурологии 1 курс с историей. Понятие используется при определении сфер человеческой деятельности. ФИЛОСОФИЯ познает и объясняет реальность. Она является для культурологии инструментом познания интерпретации, рассматривая культуру как способ бытия и оценивая уровень общества с культурных позиций. СОЦИОЛОГИЯ анализирует общественные лекции по культурологии 1 курс в социуме, подобно культурологии, изучающей особенности его культурного развития. ПСИХОЛОГИЯ помогает понять культурные ценности в разных эпохах, порывы человеческой души — сознательные и бессознательные. ЭТНОГРАФИЯ изучает быт и культуру разных этносов, постигая культурно-исторические их взаимоотношения, исторические аспекты происхождения генезиса и проблематику. В АРХЕОЛОГИИ культурными лекции по культурологии 1 курс является производство материальных и духовных ценностей в прошлом. Археология изучает историю общества по материальным свидетельствам жизнедеятельности, косвенно делая вывод о духовной составляющей. Этот раздел науки позволяет понять культуру различных народов и эпох. Без всех этих наук невозможно полное представление о культуре и ее развитии. Предметом культурологии является сама культура — изучение художественной деятельности человека. То, что человек создал, с полным правом может быть названо второй культурой, поэтому культурология исследует единство культуры человека и его действий. Культура возникает с присутствием человека, его деятельностью, взаимоотношениями людей. Культурологи по-разному оценивают дела людей. Понятие культуры возникло в конце 18 века в Германии, но там применялся иной термин — bildung образование. Он отражал духовное богатство просвещенной образованной личности. Кант называл культурой силу разума. Ум дисциплинируется занятиями философией цивилизация же просто удобство. Лекции по культурологии 1 курс втором значении культура — вечное материальное достояние человечества, а цивилизация — социальная этика, этикет, права и свободы. На рубеже 18-19 веков Гегель рассуждал о развитии культуры в обществе, придя к выводу о системе идей, воплощенных в материальной и духовной форме. Культуру он трактовал в узком смысле, а в общественном значении применял иной термин — «объективный дух». Немецкие философы рассматривали культуру как исторический процесс развития духа. «Природа» и «культура» были в оппозиции, но шли к синтезу. Гегель писал о многообразии культур — исторических этапов процесса «объективного духа» лекции по культурологии 1 курс это прогрессивный путь установления свобод, самораскрытие Разума. Восхождение духа приводило к явлению культуры и творчеству, созданию нового на основе раскрытия старого. Творчество рассматривалось как подсознательный процесс. Всемирная история представала как обуздание естественной воли и возвышение ее до всеобщей и субъективной воли. Разум человека познавал и преобразовывал мир. Человек приобщался к лекции по культурологии 1 курс, знакомясь с ее ценностями. До Гегеля о культуре рассуждали Гердер в 18 веке. У Канта существует мир природы и мир свободы, подлинно человеческий мир связан с миром культуры. В природе действуют законы животного мира, где не всегда лекции по культурологии 1 курс приоритет доброго начала. Но человек в силах победить жестокость своей культурой — моральными установлениями, представлениями о силе искусства и красоты. По Гердеру человек воспитывался в подражании, ориентируясь на традицию. От уровня его лекции по культурологии 1 курс зависела степень усвоения воспринятого, применения его. Воспитание человека зависело от нескольких факторов — генетики традицииорганики усвоение и применение усвоенного. В этом состояла суть просвещения людей. Шпенглер полагал, что культура имеет духовное начало. Он выделял 8 типов культур. Последней стадией ее существования была цивилизация. На этом этапе люди достигали материального комфорта, забывая порой о совершенствовании своего культурного облика. Они исчерпывали духовные способности, а потому у них исчезала сама потребность в культуре. Реализовав свой потенциал, душа культуры умирала, так как победу над ней одерживала технология, технократическое общество. Таким образом, в 18-19 веках культура понималась как духовная деятельность человека, связываемая со свободой духа и совершенствованием сознания. Социологи видели предмет культурологии в факторе, образовывающем общественную жизнь. В марксистских теориях предметом культурологии была культура, связанная с практической деятельностью человека. Лекции по культурологии 1 курс культуры был и сам человек, породивший культуру и порабощенный ею. Предметом культурологии стало целостное рассмотрение деятельности человека, его воздействие на природу, создание им материальных ценностей, постигаемых духом, душой и разумом. К культуре относились как материальные, так и духовные ценности человечества. И культурологи сошлись во мнении, что их невозможно рассматривать изолированно. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ. Культурологические методы — комплекс познавательных приемов, сформировавшихся в рамках наук, ставших фундаментом культурологии. Методологически анализируются феномены культуры. Выбор каждого конкретного метода зависит от целей и задач исследования, позиции исследователя, представляющего конкретную научную школу. Используются в культурологии чаще всего 2 метода — теоретический и эмпирический. Эмпирический изучает культуру эпох и народов, лекции по культурологии 1 курс их содержание и перечисляет достижения человечества. Наблюдаются лекции по культурологии 1 курс описываются свойства предмета. В него входят описание, сравнение анализ, синтез, индукция, дедукция. Теоретический обобщает этот опыт и связывает с другими науками, характеризует и дает лекции по культурологии 1 курс. Он оперирует обобщениями, абстракциями, моделированием, гипотезами, идеализацией. Немаловажен и системный метод познания, систематизирующий знания и выстраивающий ряд теорий. Культурология осмысливает мир человеческой культуры как системного единства. Последовательность этапов в системном подходе: - Определение понятия культуры; -Анализ элементов и структуры культуры; - Выявление закономерностей развития культуры как системы; - Создание модели общего представления. Культура как система имеет структуру и закономерности развития, типологии, типологические особенности и специфику. Культурные процессы происходят в 2 сферах жизнедеятельности — материальной и духовной. Задачи культурологии: - разработка теоретической модели культуры; - исследование общих тенденций единого культурного процесса; - выявление специфики региональных культур их связи с другими культурами. Фундаментальность культурологии — в синтезе гуманитарного знания. Культурологическое знание носит интегральный характер это межпредметный лекции по культурологии 1 курс наук. В мировой культурологической мысли сложились разные школы, рассматривающие происхождение культуры, ее содержание, суть понятия «культура». Есть множество традиций осмысления культуры со сравнительным анализом и классификацией, выявлением общих принципов при анализе многоплановых процессов в культуре — это философия культуры со специфическими методами анализа и способами теоретического обоснования результатов культурной деятельности человека. Морфология культуры изучает источники и факторы развития культур, стадии их существования типичные формы культуры в обществе. История культуры изучает уникальность отдельных лекции по культурологии 1 курс сравнение, взаимосвязь, различие. КУЛЬТУРА КАК ПОНЯТИЕ И ТЕРМИН КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА Культура — ключевое понятие культурологии, полисемантическое многозначное. Сначала термин использовался в агрикультуре, затем добавились изменения природы человеком и животными пчелы преобразуют пыльцу в мед, человек возделывает злаки на земле. Понятие культуры было связано с понятием природы. Природа выступала как первозданное вещество, а культура именовалась второй природой, видоизмененной человеком. Не менее важным лекции по культурологии 1 курс было религиозное понятие культа, так как второе значение понятия «культура» было не только «возделываю». Но и «почитаю, поклоняюсь». Составными элементами понятия «культ» стали образы их материально-духовные ценности. Культура проявляет себя в лекции по культурологии 1 курс сферах жизни — при описании исторических эпох средневековая, современные их материальных памятников, лекции по культурологии 1 курс характеристике народов и общества восточные и европейские культуры, славянские и африканскиепри осмыслении человеческой деятельности живопись, музыка. В Античности родилось представление о культуре как многообразии навыков и умений, о результате человеческой деятельности. В узком смысле культура — лекции по культурологии 1 курс материальных и духовных ценностей, созданных человеком достижения в искусстве, просвещении, наукеа потому основные ее формы — материальная и духовная. В широком смысле культура — форма и способ существования человека, созданная им искусственная среда. Содержание культуры — исторически обусловленные формы отношения человека к природе, обществу, себе. Это область за пределами человеческой природы, существования его в социуме, область духовной свободы человека, творческий акт, озарение. ТИПЫ КУЛЬТУРЫ Типы — это разновидности культуры, объединенные какими-либо характерными чертами по разным признакам. Тип культуры отражает исторически конкретный стадиальный уровень развития общественного производства и адекватный этому тип личности. Культурно-исторический тип — это существующий замкнуто этнос со своим языком, религией, наукой и техникой, искусством и государственностью. Общество объединяет ряд субкультур — внутренних образований — со своими специфическими культурными признаками ценностями, обычаями и стилем поведения. Общество включает множество различных групп с разными политическими и профессиональными традициями. Различие — по этносу, полу гендерным признакамлекции по культурологии 1 курс религиозным предпочтениямвозрасту, положению в социуме. У культуры — две стороны: консервативная с устойчивостью традиций и норм и новаторская развитие и процессуальность. Важным условием существования и развития культуры является историческая память. Когда человека становится культурным антагонистом, культурное достояние разрушается и культура исчезает. Это происходит в переломные моменты истории стран и народов, при смене общественно-политических систем с их традиционными ценностями и культурным наследием. Культурный кризис связан с ломкой мировоззрения, исторического предназначения человека, его роли. Поэтому возникают разные подходы к изучению истории культуры — исторической и социокультурной. Исторический изучает высшие достижения культуры, сохранившиеся после исчезновения культуры и ее носителей, вклад в мировую культуру. Социокультурный рассматривает культурные явления в разные эпохи и в различных обществах. Цель — понять человеческое сознание в плане представлений о мире и о себе, механизм образа мыслей, определяющий поведение, и поведение, влияющее на структуру социума общества. Чем больше ракурсов рассмотрения культуры, тем более многомерной получится картина культуры. Философское осмысление культуры, начавшееся в 18 веке, сформулировало 2 направления — прогрессивное и циклическое хотя лекции по культурологии 1 курс греки склонялись к регрессивной модели, если вспомнить миф «О пяти веках». Прогрессивное понимание культуры связано с процессом непрерывного роста, с линейным принципом развития природы. Циклическое понимание характеризует культуру как дискретное прерывающееся явление, проводящееся циклами по аналогии и развитием живого организма. Многие современные западные культурологи пришли к мысли о невозможности последовательного проведения идеи линейной концепции, в рамках которой происходит становление и развитие культуры. Более привлекательным выглядит «принцип жизни» в создании моделей развития культуры. Ранее концепции строились на противопоставлении культуры как процесса человеческого развития и природы. Сейчас создается новая картина мира, направленная на понимание единства человека с окружающим миром. Прогресс культуры — это постоянный процесс интеллектуализации общественной жизни и духовного совершенствования человека, полного раскрытия его творческого потенциала через свободное участие в создании ценностей. Творческая деятельность по их созданию и освоению, их совокупность — это и есть культура в ее общем значении. В культуре и через культуру личность и этносы обретают себя в цельности и в своеобразии. Серия сообщений "": Часть 1 - Часть 2 . Часть 4 - Часть 5 - Часть 6 - Лекции по культурологии для заочников часть 1. Часть 7 - Часть 8 .



COPYRIGHT © 2010-2016 dm666.ru